Появление рукопашного боя на Руси

Как развлекалась наша молодежь без компьютеров и телевизора? Летом, в перерывах между бесконечными полевыми работами, когда день - год кормит, собиралась молодежь на заветных местах, обычно они были на высоком берегу, на лугу или на опушке леса. В Дедиловских местах это Оленка, Покровка, Ямские кусты, ну и были и другие место ниже рангом. Обычно пели, играли танцевали. Освещения не было и поэтому жгли костры и каждый, кто приходил на гульбище приносил что-нибудь для костра. 

К молодежи всегда прибивались подростки, но у них были свои развлечения. Основное из них это ночное. Пока кони и скотина не торопясь щипали траву, детвора собиралась вокруг костерка и рассказывали всякие были и небылицы и чем страшнее - тем интереснее.

В непогоду и в холодное время устраивались посиделки на завалинках или в по хатам.

Особенно было весело на праздники. Тут кроме игр и развлечений еще добавлялся праздничный стол. Одним из самых любимых развлечений молодежи и не только был Кулачный бой.

Кулачный бой. Как только русский мужчина, если он мужчина в полном смысле этого слова, слышит это словосочетание, то у него на душе возникает радость, ощущение праздника. Странный набор: драка и праздник. Но это так.

Вот что по этому поводу пишет Винцеклопедия.

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка». В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные воины. Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания в цель, постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в соревнования по стрельбе из лука, метанию сулиц, верховой езде и в настоящие поединки, известные как «кулачные бои» и бои на палках.

У меня в руках уникальная книга академика Д.К.Зеленина «Восточнославянская этнография». Это очень доскональное исследование славянской жизни, которое было издано в 1927 году . . . на немецком языке, на русский переведено только в 1991 г. Вот что им сказано о кулачном бое: « 142. Из прочих развлечений восточных славян необходимо назвать кулачные бои. Они распространены повсеместно и не связаны с каким-либо определенным временем года, но, как правило, происходят зимой между Рождеством и Масленицей. В Орловской губ. Ожесточенные кулачные бои между двумя соседними селами Пальма и Аргамач происходят на Троицу. В Мологе уже с осени начинают сражаться друг с другом мальчики двух разных концов города. В соответствии с предварительной договоренностью, они вооружаются палками, затевают ссору и стараются обойти друг друга с двух сторон. Драка на кулаках и палками продолжается до тех пор, пока одна из сторон не обратится в бегство. В старом Черкасске в кулачных боях участвовали «не только все молодые чиновники, но и даже многие генералы». В станице Кавказская на Кубани на Рождество и в другие праздничные дни девушки устраивали на улицах общий хоровод, а парни кулачные бои, причем все население станицы делилось на две враждебные партии. « «Бой» идет на все время пения хоровода; как только прекращаются песни в нем, парни один по одному убываются с той и другой стороны и примыкают к хороводу, бой слабеет» У Украинцев Харьковской губ. Бои начинаются за 3 недели до Масленицы; кульминации они достигают перед великим постом.

Мы считаем кулачные бои отголоском древней тризны, которая принимала форму состязаний у могилы умершего («дратися по мертвецы»). Еще сохранилась некоторая связь боев с поминовением усопших, как, например, с Масленицей или Троицей. . .

В Кулачных боях принимают участие одни лишь мужчины. Женщины если и присутствуют, то только в роли зрительниц. . . .

154. .  Кулачные бои, которые обычно устраивают на Масленицу, также следует считать одним из элементов поминального обряда. У Русских такие бои сочетаются с сооружением замка из снега, целой снежной крепости, которую обливают водой. Всадники, штурмующие эту крепость, старались верхом на коне достичь ее вершины - сцена, которую изобразил Суриков в своей известной картине «Взятие снежного городка на Масленице». Защитники крепости были вооружены розгами (березовыми прутьями). После взятия городка участники игры все вместе устраивали общую попойку.»

                  

Тризна - ратный поминальный праздник устраиваемый на могилах погибших воинов. В него входили не только песни и пляски, но и состязания в воинских умениях. Поединки вооруженных и безоружных воинов пеших и конных, видимо в них и есть корень традиции Кулачных боев и других ратных состязаний, а правила и традиции изменялись, в соответствии с требованиями времени.

В средние века было много желающих повоевать  Русь (редкий год был мирным) - каждый мужчина должен был обладать навыками, которые помогали ему выйти победителем из самых сложных положений и ситуаций. С самого раннего детства в мальчике развивались необходимые для воина комплексы навыков и знаний. Для этого использовались игры, обряды, специальные упражнения и каждодневный труд. Маленькие ребятишки учились там борьбе, метанию, ловкости, владению своим телом, бегали наперегонки, играли в прятки, очень необходимый навык для выживания детей в случае нападения противника, интеллектуальные игры развивали сообразительность и навык быстрой оценки ситуации и принятия решения, и т.п., для ребят постарше состязания заменялись кулачными и палочными боями, и более сложными интеллектуальными играми, где прикладной характер был выражен ярче. Как правило, детвора выступала зачинщиками и затравщиками Кулачных боев.

Вот одно из первых упоминаний о кулачных боях на народных праздниках. Никоновская летопись, 1068 год, монах-летописец пишет целую проповедь как жить по христианским законам, чтобы обрести милость божию и что есть богопротвные деяния. «Но сими дьявол льстит и другие нравы, всяческими лестями отдаляет нас от Бога, трубами, и скоморохы, и смыками, и гусльми, и русальи. Видим бо игрища утолчены и людей много множество, яко упихати начнут друг друга, позоры деющи от беса замышленного дела.» Еще не было Татарского нашествия, княжеских усобиц и кулачный бой был щадящим, так богатырская забава, потолкались и разошлись. Но со временем церковь смирилась с народными забавами и даже возглавила их, приурочив к церковным праздникам.  

В то время кулачный бой играл значительную роль в культуре и истории русского народа, но начиналась эта традиция гораздо раньше. Постоянные, часто неожиданные набеги кочевников, недостаток оружия, когда жители посадов оказывались один на один с врагом в поле без оружия, положили начало этой традиции, которая стала одним из основных видов как боевой, так и психологической подготовки. Так появилась знаменитая русская «стенка» и основные, классические, формы русского кулачного боя.

С 14-го века в Москве известен Великий луг. А с конца 15-го и по 17-й века на этом самом месте, между Балчугом и современной улицей Серафимовича, находился Государев сад. Близ Великого луга с 15-го века устраивались кулачные бои [Москва].

Немецкий путешественник, читай разведчик, барон Сигизмунд Герберштейн в начале 16 века, так описывает кулачный бой того времени: «Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой; начинается он на кулаках, но вскоре они бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными. Всякий, кто побьет больше народу, дольше других остается на месте сражения и храбрее выносит удары, Получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем. Этот род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкали переносить побои и терпеть какие угодно удары». (Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ. 1988). Думаю, что здесь несколько преувеличено, цель понятна, вывести нас грубыми и жестокими, чтобы получить моральное оправдание для войны и уничтожения таких нехороших людей, как мы с вами. А с другой стороны - жестокий век - жестокие нравы. В битвах с врагом ничьих не было.

Вот еще одно свидетельство итальянского путешественника Марко ФОСКАРИНО от 1537 г. «Молодежь упражняется в разнообразных играх, весьма близких, однако, к военному искусству; она состязается, напр., в бегании [взапуски], кулачном бою, верховой езде и т.п. В каждой игре есть своя награда, и особенная честь оказывается тому, кто лучше всех владеет луком. Игры в карты, кости и т.п. [здесь] не в употреблении, вследствие совершенного запрещения их на зло нам, Итальянцам, у которых от такого беспутства сумасбродные юноши приводят к разорению бесчисленные семьи, а бедные и несчастные солдаты едва в состоянии заплатить свой проигрыш».

В 16-м веке при царе Иване IV Грозном кулачный бой был также широко распространён, что отразил в своей картине «Кулачный бой при Иоанне IV» художник Михаил Иванович Песков.

В то время как в Европе только-только формировалась техника кулачного боя, в русской армии образца 17-го века система военно-физической подготовки уже включала обязательный кулачный бой.

 

Кулачные бои были традиционные, по определенным праздникам от Зимних Святок до Масленицы, особенно последние дни масленичной недели, на Троицу, Красную Горку. В Тульской обл. летний сезон Кулачных боев начинался 13 августа по новому стилю. Как правило в определенном месте, были и внеплановые бои, кто-то кого-то обидел, сцепились, «Наших бьют» и понеслась.

 

Основным принципом всех этих баталий был - причинение наименьшего вреда здоровью бойцам. Другими словами: цель - обучить, натренировать, закалить, но не сломить и сокрушить.  

 Вот как описывает разновидности кулачных боев Винциклопедия.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, ныне это  бои без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».(5) (Шатунов М.В. Русская профессиональная драка. — Москва: Рипол Классик, 2002. — 558 с.)

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежды», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники.

Наряду с воинскими традициями кулачных боев широко бытуют и традиции социальные. Навыки кулачного боя, приобретенные нелегким боевым путем, оценивались нашими предками как свидетельства высокого морального начала. Так, поединок “сам на сам” применялся на Руси как судебное доказательство для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Такое единоборство называлось “поле”. Сам ритуал проведения боев был проработан до мельчайших деталей и соблюдался неукоснительно. В древнейшем после Ярослава “судебнике” от 1497 года говорилось, что такие поединки проводились в присутствии строго определенных лиц, при обязательном участии окольничего и дьяка. Обычай, основанный на судебном праве ответчика призывать истица к “полю”, сохранился вплоть до смерти Иоанна IV “Грозного”. (Достаточно подробно такой поединок описан в прекрасном историческом романе А.Н. Толстого “Князь Серебряный”.) Интересно, что “Уложение” 1648 года царя Алексея Михайловича являлось руководством для судей наряду с воинскими и морскими уставами Петра Великого вплоть до создания знаменитого “Свода Законов”, изданного в 1832 году императором Николаем I.

 

  Вот как описывал барон Герберштейн судебные поединки: «Бели - они свидетельствуют против обвиняемого, то обвиняемый тотчас вступается и возражает против свидетельств и самих лиц, говоря: «Требую, чтобы мне назначена была присяга, и вверяю себя Божией правде, требую поля и поединка». И таким образом, по отечественному обычаю, им назначается поединок. 

Каждый из них может поставить на поединок вместо себя кого-нибудь другого; также каждый может взять себе какое угодно оружие, исключая пищали и лука. Обыкновенно же они имеют продолговатые панцири, иногда двойные, латы, поручи, шлем, пику, топор и в руке какое-то железо, вроде кинжала, но острое с обоих концов; они так проворно употребляют его одной рукой, что оно не затрудняет их ни в какой схватке и не выпадает из рук. Им большей частью пользуются они в пешем бою.

Начинают бои сперва пикой, потом употребляют в дело другое оружие. В продолжение многих лет московиты, бившиеся с иностранцами, с германцами, поляками или литовцами, большею частью были побеждаемы. Когда же весьма недавно один литовец, 26 лет от роду, был убит на поединке с одним московитом, который вышел победителем более чем из двадцати поединков, то князь разгневался и приказал немедленно призвать его, чтобы на него посмотреть. Увидев его, он плюнул на землю и постановил впредь не назначать поединка между иноземцем и своим подданным. Московиты множеством различного оружия скорее обременяют себя, чем защищают; чужеземцы же сражаются более под защитой своего искусства, чем оружия. Они преимущественно опасаются схватываться в рукопашную, ибо знают, что московиты очень сильны руками и мышцами, и обыкновенно побеждают их, утомив наконец постоянством и проворством. Обе стороны имеют много друзей и доброжелателей, которые смотрят на поединок, не имея при себе никакого оружия, кроме дубин, которыми они от времени до времени и пользуются. Ибо если доброжелатели одного из бойцов увидят, что ему делается какая-нибудь обида, то тотчас бегут для отражения этой обиды; то же делает и другая сторона, и таким образом между ними происходит схватка, интересная для зрителей, потому что дерутся в потасовку, кулаками, батогами и дубинами с обожженным концом».

Русские бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

   

Кулачный бой частенько запрещали, но он в народе возрождался и это сыграло важную роль в победе русских под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года над шведами. В 9 часов завязался рукопашный бой, а русская конница начала охватывать фланги противника. Шведы стали отступать, к 11 часам обратившись в беспорядочное бегство.  

В XVIII веке отдыхом и развлечением для москвичей служили праздничные гулянья. Самым веселым гулянье было на Масленицу - стародавние славянские новогодние праздники, с катанием с гор, кулачными боями, с жирными блинами и с сжиганием соломенного чучела. Горы устраивались на Москве-реке и Неглинной и привлекали к себе огромное количество народу, в 1752 г. организаторов катаний с гор обязали наверху делать перила во избежание падений и увечий людей. Кулачные бои происходили, по традиции, на льду Москва-реки, куда стекались массами и участники и зрители. Стенка на стенку по 500 человек и более - было обычным делом. В это же время был издан лубок с картинками о Масленице, одна из картинок была посвящена кулачному бою со следующей надписью: «Мы же для ее станем вселится, а другие будут в кулачки битца». В конце века среди кулачных бойцов Москвы славился фабричный человек Семен Трещала. По словам баснописца Измайлова:

«Когда же на бою являлся пред стеною,

Все опрокидывал и гнал перед собою.

Страх, ужас перед ним,

А крики радости и похвала за ним».

(Ровинский Д.А. Русские народные картинки. кн.1,, СПб 1881.)     

 По мере снижения накала битв и их жестокости к XIX веку из народных забав исчезла стрельба из лука, а кулачный бой стал более щадящим и менее травматичным, но не менее популярным в народе (Алексей Басманов и Григорий Орлов, фаворит Екатерины любили разогреть кровь кулачным боем), он становится национальным видом физической культуры – неотъемлемой частью русской культуры в целом

 

Вот что писал наш великий романист Валентин Пикуль о забавах русского героя Чесменской битвы, организатора производства Орловских рысаков Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1735-1807)  «Москвичи знали, что там, где Орлов, там всегда весело и толпами валили в его Нескучное, где любовались рысистым наметом лошадей, красотой одежд конюхов. . . Алехан (так звали А.Г.Орлова в российской гвардии) иногда скидывал на снег тулупчик козлиный, ему подавали бойцовские рукавицы:

- Ну, ребята! Пришло время кровь потешить...

Специально, чтобы с Орловым подраться приезжали в Москву туляки - самые опытные на Руси драчуны-боксеры. Алехан, которому пошло на седьмой десяток, браковал соперников:

- Да куда ты лезешь, черт старый! Я же тебя еще молодым парнем бывал… Давай сына! Ах, с внуком приехал? Станови внука…

Из толпы заяузских кожемяков выходил парень: сам - что дуб, кулаки - что две тыквы:

- Давай, граф, на пять рублев биться.

- А у тебя разве пять рублев сыщется?

- Никогда в  руках не держал. Но тебя побью - будут…

- Ну, держись тогда, кила рязанская!

Теснее смыкался круг людей, и на истоптанном валенками снегу начиналась боевая потеха. Иной раз и кровь заливала снег, так что смотреть страшно. Но зато все вершилось по правилам - без злобы. Туляки почасту свергали Орлова наземь. Порядок же был таков: «Кого поборет Орлов - наградит, а коли кто его поборет - того задарит совсем и в губы зацелует!» (Пикуль В.С. Исторические миниатюры: В 2-х т. Т.1.-М.:Мол. Гвардия, 1991. - 432 с., ил. Стр.171) 

 

В архивах хранится изданный Екатериной 1 указ от 1726 года "О кулачных боях" определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ "О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии". В указе говорилось о том, что его императорскому величеству стало известно, что в кулачных боях , которые бывают на Адмиралтейской стороне, на Аптекарском острову т в просих местах в многолюдстве, многие люди, вынув ножи, за другими бойцами гоняются; другие положив в руковицы ядра, каменья и кистени, бьют многих без милости смертельными побоями, и это убийство между подлыми в убийство и грех не вменяется, также и песком в глаза бросают; поэтому кулачным боям в Петербурге без позволения главной полицейском канцелярии не быть; а кто захочет биться для увеселения, те должны выбрать между собою сотских, пятидесятских и демятских и записывать свои имена в Главной полицейской канцелярии, выбранные соцкие, пятидесяцкие и десяцкие должны сообщить в полицию о месте и времени боя, и отвечать за его порядок. Они должны осмотреть, чтоб у бойцов никакого оружия и других инструметов к увечному бою не было и во время бою чтобы драк не было, и кто упадет, лежачего не бить (Полн. соб. Законов. Собр.1, т. VII, №4939, стр. 682). 

Приводимая ниже выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции кулачным боям в начале 19 века. "Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек".
      Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая 1 в 1832году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит: "Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются". То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов.
      Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.
      Но вернемся к Алексею Орлову и Тульским драчунам.

Почему в Тульских местах так укоренилось и развилось искусство рукопашного боя?

Еще в конце 15 века территория Тульской области почти вся была Диким полем. И только в начале 16 века Русь перешагнула через рубеж, берег Оки, назначенный ей татарами, так начал создаваться Засечный рубеж, потом названный Засечная черта, что одно и тоже. И первыми, кто строил и защищал эти рубежи были воинские люди. К существующим крепостям Алексину, Одоеву и Белеву, в начале 16 века была построена Тула, Гремячий, в 1554 г. Дедилов, затем Епифань, Крапивна, Венев. Но оружия не хватало, вот «голь на выдумки хитра» и начали воинские люди, в первую очередь передовой отряд обороны, как его в старину называли - ертаул - казаки, исхитряться как врага победить и самим выжить.

Чтобы было понятно. В те времена в крепостях никто не жил, все жили вокруг кремля в посадах и слободах. В крепости был только воевода, дежурный караул, да чиновники, но там строили сарайчики - клети, чтобы укрыться населению в случае набега, а кто побогаче ставил осадные дворы. При нападении, в крепость уходили дети, женщины, старики, а также стрельцы, пушкари, затинщики. Казаки вели бой под стенами вокруг крепости. Все кто не входил с воинские подразделения расписывались по стенам и держали оборону самым современным оружием «кольем и каменьями». Как видите, казакам доставалось больше всего. Но и того более доставалось вновь поверстанным казакам. Тебя поверстали в казаки и поселили в слободу вновь приборных казаков, а она перед городом. В Дедилове эта слобода размещалась в метрах 400 перед Дедиловским кремлем и городом, да еще за рекой Шиворонью. А если учесть, что в 16 веке казаки воевали, в основном, в пешем строю, а из оружия лук, стрелы, копье, да и того не хватало, если повезет - топор или сабля. И им приходилось, как в недавнюю Великую Отечественную, оружие добывать в бою. А в мирное время в рукопашных кулачных боях и боях на палках, как сейчас бы сказали на колах, сотня на сотню закалялись бойцы и отрабатывали тактику, как индивидуальную, так и коллективную, что повышало шанс на выживание в те жестокие времена. В Дедилове правда нашли способ изготавливать оружие. На землях Луговой казачьей сотни нашли руду, стали из нее примитивную сталь плавить и делать холодное, как тогда называли Белое, оружие, а потом, изловчившись, и огнестрельное. В 1595 г. царь Федор Иоаннович, сын Грозного, заметил этих кузнецов самопальщиков, ну которые самопалы делают, надеюсь, что это за устройство все знают, и переселил их в более безопасное место в Тулу за реку Упу, учредил кузнечную слободу, чтобы они оружие на всю Россию делали. Так начиналось Тульское оружие. Некоторые знатные оружейники Лялины, Ореховы, Мосоловы, Крапивенцевы - из дедиловских казаков. А Мосоловы тот самый знаменитый Златоустовский завод построили и не только его. Но это уже другая тема для рассказа, вернемся к кулачным боям.  

У меня в руках интересная книга, написанная в первой половине 19 века туляком: «Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем  Сахаровым. Сказания о русских народных играх». В ней он собрал и обобщил материал о кулачном бое.

«Кулачный бой.

 Кулачный бой в русской семейной жизни считался удальством, приводившим некогда в гордость и раздоры целые селения и города. Подвергать себя из доброй воли побоям, бить других без пощады было роскошным веселием для наших отцов и дедов. Давность этой жестокой потехи остается на Руси незапамятною, так что старшинство ее усвоялось прежде многим городам. Было время, когда русские бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для потешения.

Бойцы казанские, калужские, тульские славились пред прочими, выдерживали сильный бой пред татарами приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, платили нередко за свою отважность жизнью. Кулачные бои начинались с зимнего Николы и продолжались до Сборного Воскресения; но самый веселый разгул бывал на масленице. Летом редко бывали бои, и то по приглашению бояр. Городские бойцы всегда брали преимущество пред сельскими.

Кулачные бои совершались разными видами. Более всех почитался: бой один на один, за ним—стена на стену, а менее всех сцеплялка-свалка.

Лучшими бойцами один на один считались тульские: Алеша Родимый, Никита Долговяз, братья Походкины, семейство Зубовых, Тереша Кункин почитались чудо-богатырями и с почестью развозились по городам Они мерили свои силы с татарами, калужанами, москвичами. Замечательная черта этих бойцов состояла в том - пить вино, за бесчестье почитать подарки, предлагаемые боярами, и не ходить стена на стену.

Лучшими бойцами стена на стену доселе прославляются казанские суконщики. Всегдашние их враги были татары. В Туле бои стена на стену бывали только у оружейников с посадскими. Бои формально назначались по дням. Охотники задолго поили бойцов, одних сманивали подарками на свою сторону, других стращивали угрозами. Охота к такому бою походила на отъявленную страсть. Старики подзадоривали молодых рассказами и обещанием биться, молодые, в ожидании испить винца, переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и составляли предвестников сцеплялки из старых и молодых бойцов. Когда бились стена на стену, тогда записные бойцы выдерживались в стороне с толпою людей, уговаривавших стоять за их стену, и выпускались только тогда, когда неприятели пробивали стену. Надежа боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежачего не трогал; а, пробивши стену, возвращался, с толпою льстецов, прямо к кабаку.

Часто случалось, что хитрые и слабые бойцы закладывали в рукавицы бабки-чугунки для поражения противников».

Жаль, что здесь он не написал, как жестоко наказывались такие «ловкачи», не может быть чтобы это им сходило с рук, тем более в те времена, когда слово Честь, было не пустым звуком и писалось с большой буквы, да и в более поздние времена за это жестоко наказывали.

 

А вот еще свидетельство о туляках и о кулачном бое того же периода русского путешественника Глаголева. «Оружейные мастера трудолюбивы, ловки, проворны; и в особенности отличаются удальством в гимнастических забавах, как то в плавании, в беганьи на коньках и в кулачном бою...

Что касается до кулачных боёв, они продолжаются всю зиму по воскресеньям и оканчиваются в понедельник первой недели великого поста. Во все это время Тула разделается на две стены, на Московскую и Градскую; каждая имеет своих богатырей и своего ата­мана. Не могу умолчать об одном из них, которому за необыкновенную его силу дано прозвище Родимаго. Не ожидай­те от него ни ловкости Римских бойцов, ни искусства Английских боксеров это просто огромная движущаяся махина, но, говоря Русскою иперболою,—голова у него с пивной котел, между бровями пядень, между плечами косая сажень. Главная квартира Родимаго, в день бит­вы, в питейном доме на Хопре, и он не иначе оставляет ее, как по усиленым только просьбам присылаемой к нему депутации. Часто одно появление его вливает мужество в его дружины и приводит в колебание противную сто­рону; когда же он вступает в дело, то самые ловкие бойцы валятся вокруг его, как снопы. Иногда победа его окан­чивается триумфом. В таком случае победителя поднимают на носилки и несут на Хопер, между тем как записные покровители кулачнаго боя бросают ему в шапку медные и серебре­ные венки, т. е. деньги с изображенны­ми на них венками. Травля звериная и травля гусей, принад­лежат к любимым здешним зрелищам; а охоту голубиную можно назвать господствующею страстию вообще Тульских граждан; нет почти ни од­ного дома , в котором бы не было стада голубей и голубятни. Часто в ясный летний день весь горизонт бывает покрыт стадами сих птиц, и на всех кровлях увидите охотников, машущих длинными шестами. Лучшими же голубями почитаются те, которые делают на лету несколько пируетов или оборотов вокруг себя.

Достойны замечания здешния серенады, даваемыя летом Оружейными мастерами. Они собираются обыкновенно вечером на берегу Упы или на улице и поют хором духовныя оды Ломоносова, старинныя псалмы, кантаты; и заключают свои собрания известным польским Александра и Елисавета. Стройность хоров, составленных почти всегда из голосов отборных, производит при тишине ночи самое резкое впечатление. Вообще оружейные мастера имеют осо­бенную склонность к пению и к поэзии; так что некоторые из них, не зная даже и граматы, очень правильно рифмуют песни и кладут их на голоса. Любимый род их песен есть сати­рический, котораго начало надобно искать в наклонности их к насмешкам.» (Записки русского путешественника А.Глаголева. ч. 1, Россия - Австрия. СПб В тип. А.Жернакова 1845 г.)

Последний абзац вроде не о бойцах, но без хорошей песни и хорошего бойца не вырастить. Не даром с началом Великой Отечественной, Тульской гармонной фабрике во много раз план увеличили и объяснили, что они выпускают очень важную для фронта продукцию. «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне. На привале сердце просит музыки вдвойне», говорил Твардовский устами бессмертного Василия Теркина. 

«Тульская газета» в1906 году писала: «Кулачные бои. 1 августа считается началом кулачного сезона. День этот и в текущем году ознаменовался громадным сборищем в районе 3-й части близ вокзала (Ряжского) и Алексинской (М.Горького) ул. Собралось человек 500 разделившиеся на партии и завязавших форменный бой («стенка на стенку»). При появлении стражников одна из этих стен разбежалась, а другая была прижата к полотну дороги, изобилующему камнями. Вот эти-то камни и полетели в стражников, в свою очередь, давших два выстрела, после которых толпа быстро разсеялась. Раненых, к счастью, не было.»  

Вот что рассказывал 97 летний туляк, боец Тульского рабочего полка, Бабокин Иван Алексеевич: «Кулачные бои в Туле начинались в конце января на льду реки Упы напротив Машиностроительного завода, у Железного моста. Как правило бились Центр с Заречьем или Центр с Чюлково, а иногда Центр и с Заречьем и с Чюлково. Собиралось человек по 100-200.

Начинали всегда маленькие. Брат моего отца дядя Яша на меня пятилетнего одевал на мою шапку свою большую, завязал, на мои варежки свои варежки и вывел на середину реки, а с противоположной стороны выводили тоже такого же как я пятилетку, тоже закутанного с головы до пят. Мы начинали драться, потолкаемся минут пять и нас разводили по сторонам. Потом выходили охотники постарше. Затем спускались на лед основные бойцы. А старые туляки сидели на берегу и смотрели на эту молодецкую забавы, вспоминали себя и следили за соблюдением правил. Боец подходил к бойцам противоположной группировки и предлагал кому-нибудь :«Вдаримся?». Если боец соглашался, то они выходили на середину и бились. Заканчивалось все массовым боем Стенка на стенку. Правила соблюдались очень строго. Бить разрешалось рукой выше пояса. Ниже пояса и ногами бить запрещалось. Бились только голой рукой, ну в варежке, а если обнаруживалось, что у тебя на руку платок намотан, то тебя начинали бить с обеих сторон, а нарушителя признавали бесчестным человеком. Таким тяжело жилось, с ними никто дела не имел и все сторонились.

Как-то конная милиция пыталась разогнать кулачный бой. Так ребята милиционеров с коней стащили, отбросили их в сторону, а коней прогнали. Второй раз приехали милиционеры, опять их дерущиеся одолели, а третий раз приехала пожарная команда, сделала прорубь, опустила туда всасывающий шланг и стала всех дерущихся обливать водой. На этом все бои в этот раз и кончились».

 

 Последние кулачные бои проходили в Туле до 1930-х годов, отдельные стычки, но уже не бои, а простые массовые драки, где правила не очень-то соблюдались до середины 1960-х, кулачные бои в Дедилове проходили до 1954 г. Окончательно «добил» кулачные бои указ 1961 г. «Об усилении борьбы с хулиганством».  

Вот что рассказывает о Кулачных боях в Туле краевед Алексей Камоликов: «Обычно бились между собой Заречье, Чулково и Подъячье. Если летом с гиканьем и свистом по улице пробежали мальчишки с соседнего района, то это приглашение к танцу. Конечно для интеллигентной публики это были варварские забавы, не заслуживающие одобрения, но простому народу нравилось, да и не только простому. В этой забаве активно принимали участие купцы, даже генерал Григорий Орлов, тот самый который и Екатерине II помог царицей стать и Орловскую породу рысаков вывел, частенько выходил на бой на Московский лёд. Но вернёмся к нашим делам. Получив вызов к традиционному месту стягивались бойцы и детвора и вставали друг против друга, ватага на ватагу, стенка на стенку. Детвора первая задиралась и начинала драться между собой, потом в бой втягивались ребята постарше, потом ещё и начиналось веселье. Если бой был равный, то все смотрят, подшучивают, советы дают, а если начинали теснить какую-либо из сторон, то в бой включались все присутствующие и мужики и старики, отмахиваясь от жен и других особ женского пола. Одно слово: «Наших бьют». По этому призыву на бой вставали все: и стар, и млад, и увечен. Это только на первый взгляд кажется, что бои без правил. Правила есть и очень жесткие.

 Но основные кулачные бои были зимой, на льду. Тут и сам на сам, поединок значит, и сам на два, двое на двое, трое на трое, ну и стенка на стенку, как положено. Вокруг ристалища сразу появлялись торговцы и лавки, у каждого свой праздник, бойко распродавая сладости, закуски и выпивку».

Прапрадед Андрея Александровича Тюняева, житель села Оленино Тульской области, Василий Селивёрстов тоже увлекался кулачным боем. Частенько хаживал за 15 вёрст в Тулу, где бился на кулаках с зареченскими. А в Зареченской слободе жили оружейники – народ далеко не слабый. О силе его прапрадеда красноречиво говорит следующее: как-то лошадь с возом завязла в трясине и не могла двинуться с места. Прапрадед отпряг её, взялся за оглобли и вывез воз сам. Рукопашничал его прадед вместе с местным барином, вдвоём они и гоняли зареченских.

 

А это рассказ моего дяди, Петра Андреевича Чукаева, о своем отце, моем Деде Андрее Петровиче Чукаеве, которого на деревне звали Лютый: «Потому что Лютый мужик будь здоров, его естественно побаивались. У него кулак был два моих. У Юры (мой двоюродный брат Юра Лепехин) чуть поменьше.

А знаешь почему его Лютым дразнили?  Был у нас Кастер бандит, выступал против Советской власти и всех ставленников уничтожал. Неграмотные здоровые мужики. Бандиты. А на Покровке (холм на котором братская могила погибших в 1552 г. воинов, стояла церковь Покрова и Дедиловский кремль) из покон веку у нас проводились кулачные бои. У церкви Тихоновской собирались и понеслась.  Ну и в одной драке отец ударил Кастера в переносицу и разбил нос и обе щеки. Закон был такой и он оставался до 54 года. Останавливался бой и начинали разбираться если были подозрения о нарушении правил, если боец применил свинчатку, кирпич или другой посторонний предмет помимо кулака. Бой остановили и эти говорят, что Лютый нарушил правила, кулаком так не раскроишь и его за нарушение правил нужно утопить. Его взяли и понесли топить в озерко около церкви. Наши согласились и идут следом. Когда его поставили на край проруби, сейчас по голове саданут и под воду. Он говорит: «Давай другого брата я тоже сделаю», тут наши тоже кричать начали - Давай! Отец 1,58 м., а Кастер под 2 метра. Отец рассказывал: «Он на меня прёт такая громила, я как подпрыгнул, да как ударил и ещё больше разодрал ему лицо».  Тут все успокоились и отстали от меня, и стали смеяться над Кастерами, а за мной кличка Лютый так и осталась». А в кулачных боях он был одним из основных бойцов, правда росту небольшого, так его два мужика за ноги поднимали и несли вперед, а он всех крушил своими кулачищами

Кулачные бои на Покровке происходили так. Мы забирались на колокольню и начинали кричать Ура-а-а Выходите. Ура-а-а. Зачинщики. Те поднимаются, нас с церкви погонят и с Покровки гонят в деревню. Наши мужики видят такое дело поднимаются и начинают Горних теснить. До домов их тесним, а там к ним подмога и они начинают нас теснить, нас побольше собирается, мы начинаем теснить. Вот так и ходим туда- сюда. Собирались две команды у Тихоновской церкви, мы, мелочь, начинали задираться, а потом подключались и взрослые и понеслась. Это была прекрасная мужская закалка. Кастеров, в конце концов, расстреляли. На Пасху всегда была кульминация. Уже Толик (Анатолий Романович Лепехин, отец Юры, мой дядя) служил, где-то 52 год, он в отпуск пришёл, старшина, а тут кулачный бой. Нас разогнали по деревне. Он уже нам родня, охраняю зятя, вот мы огородами, огородами и потихоньку пришли к себе домой. Пришли домой, смотрим в окно, а около дома 5 человек валяется. Я им,

- Чего лежите? Кто вас?

- Да кто, кто - Лютый.

А ему тогда под 50 было. Почему лежат? Встал, так ещё плюху получишь, а лежачего не бьют. Ну мы им,

- Вставайте и прогоном уходите домой.

Мы все знаем друг друга, мы что варвары что-ли. Никогда не было ни злости ни мести. Взрослые победу давай отмечать, а нам, ребятне, только подраться. Хорошее это дело.  Вот уже недавно идём на кладбище, Толик уже там лежал, ну наша компания идёт и разговоры разговариваем, что когда-то мы здесь стояли, защищали честь деревни Жилой, а идёт какой-то старик и говорит: «Да, Пётр Андреевич, мы помним твои удары. Лихой ты был боец». Я его спрашиваю, а ты кто такой? По виду вроде меня лет на 15 старше, а разобрались он на 3 года меня моложе. Пьянка. Вся деревня спилась. Мои ровесники почти все умерли. Когда я уходил в 54, мужики сильно пили, а потом женщины начали спиваться и умирали косяками».

О моем деде я хочу еще добавить, что он начал воевать в Великую Отечественную летом 1942 г. штрафником, закончил войну 9 мая 1945 г. командиром стрелкового взвода. Всю войну в пехоте, медаль «За Отвагу» и два ордена «Красная Звезда» и «Слава» 3 ст. А в пехоте без рукопашной не бывает, там правда правила кулачного боя другие, видимо о их быстро освоил.

На горе и в д. Жилая живут потомки казаков Дергилевой сотни, поставленной тут Иваном Грозным в 16 веке. Но были и еще места для кулачных боев в Дедилове о которых мне рассказал патриарх Дедиловского краеведения Алексей Николаевич Куприн. У Троицкой церкви, ее разобрали и из того кирпича построили школу, кулачные бои между Горой и Низом, т.е. между Дергилевой и Луговой казачьими сотнями. Если инициаторами выступали ребята с Горы, то бой был на Низу у Пятницкой церкви. Зарецкие (слобода вновь приборных казаков) с Луговой слободой бились или у Пятницкой церкви в Луговой слободе, или у Михайло Архангельской в Заречье, опять, кто выступил с инициативой, тот и приходил на территорию противника. А так молодежь билась по своим углам: между Пушкарями и Жилой, на Горе между разными концами, да и на Низу тож. Бои проходили на Масленицу, на второй день после Пасхи, на первый нельзя - грех. Ну и летом в августе месяце.

Вот правила Кулачных боев в Тульском крае.

1. Драка до первой крови.

2. Лежачего не бить.

3. Бить только руками, без ног.

4. Со спины не нападать, если кто хотел выйти из боя, он просто поворачивался спиной к противнику и уходил.

5. По лицу не бить.

6. У кого кровь на лице, не бить, но он должен выйти из боя. Если не выходил, бой останавливали и выводили.

7. Поднял руку - выходишь из боя.

8. Присел - выходишь из боя.

9. Бить голой рукой, если кого ловили на использовании свинчатки или кастета, то в Туле его избивали и свои и чужие, в Дедилове тоже избивали с обеих сторон, но и как выше было сказано - топили.

 Но вернемся к Дедилову и к Тульским и Рязанским казакам. По мере продвижения наших линий обороны на юг строились новые города. Город построить полдела, его еще заселить надобно. Вот их и заселяли. Вновь построенный город Тамбов заселили казаками из рязанского города Шацка. Возобновленные города Курск, Воронеж и Елец тоже тульскими и рязанскими воинскими людьми заселялись. В 16 и 17 веках из молодежи формировались новые сотни и посылались на вечное житье в Донские и Донецкие степи. Люди переселялись на новые места и привозили с собой не только домашнюю утварь, но свои традиции. Одна из них кулачные бои.  

Кулачные бои на окраинах Воронежа имели своих героев. «Когда на Придаче были суконные фабрики, придаченские суконщики, жившие в Суконной слободе, выходили на лёд к слободе Троицкой. Из придаченских кулачников в то время громкую славу получил боец Степан Андреевич Попов» [Фомин]. Приезжали на бои и завзятые бойцы-кулачники – на гастроли. Приезжали и просто любители кулачного боя.

«По Воронежской губернии кулачные бои устраиваются, главным образом, в селах с великорусским населением. Малороссы редко дерутся в кулачных боях» [Фомин].

 А в Тамбове сейчас мощное движение по возрождению традиций Кулачных боев.

Хорошее исследование на эту тему провел Яровой А. В. Вот выдержки из статьи  «Кулачный бой в культуре донских казаков».

 «Кулачные бои проходили между Святками и Масленицей включительно, на Троицу, Красную горку. Наибольшего размаха они достигали в последние дни масленичной недели.
По заметкам Ф. Крюкова кулачные бои проходили с Покрова до Троицы включительно. Обычно проходили они во второй половине дня и длились до сгущения сумерек. Участники одних боев были только подростки, других дети, молодежь, взрослые. Бои происходили как между концами одной станицы, близлежащими хуторами, так и между женатыми и холостыми, православными и раскольниками, казаками и мастеровыми.
Бои начинались по-разному, если они специально не подготавливались. Так, в Гуляй-Борисовской слободе говорили: «То ли из-за девки, какой или, скажем, срезали коньки у одного, за него заступились и поехало».
Если договаривались заранее, приглашали известных бойцов. Иногда известные силачи вступали в бой на завершающей стадии, так как являлись на кулачки, а сидели дома и ждали когда их позовут на подмогу.

Перед началом боя по улице шли подростки с криком, свистом, стрельбой из самопалов – сзывали на бой. Свист и стрельба обычно использовались как средство отпугивания нечистой силы, о том, что перед кулачками свистят «по особенному» отмечено у многих авторов. Едва ли не первым упоминанием о том содержится в грамоте митрополита Кирилла от 1274 года: «в божественные праздники позоры не какы бесовскыя творити, с свистанием и с кличем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем до самой смерти и взимающе с убиваемых порты». Свист перед кулачками отмечал Ф.Крюков: «С краю, в самых безопасных местах, бегали маленькие ребятишки, гоняясь друг за другом: они пронзительно свистали каким-то особенным посвистом».

Бойным местом обычно являлись: река, балка, майдан, лес. Известные в центральных губерниях России кулачные бои на вершине горы или холма, встречаются и на Дону, где холм заменяется курганом, как, например, в хуторе Вислом, Семикаракорского района. Начинали кулачки дети, продолжает молодежь, а заканчивают взрослый. По заметкам М. Харузина это происходило так: «Часто между собравшимися на улицу молодыми казаками завязываются кулачные бои. Все «ребята» разделяются на две партии: жители одного конца станицы идут против жителей другого конца «стенкой на стенку». Сначала, обыкновенно, засылают маленьких казачат, которых «травят друг на друга». Мальчишки набегают друг на друга верхом на палках, вооруженные прутьями и с криком «ура». Вслед за ними уже вступают в бой и взрослые. Кулачные бои особенно ожесточённы бывают осенью, весною около Троицына дня, а также на масленице. В это время молодёжь собирается большими партиями, и кулачный бой устраивается между двумя хуторами или между хуторами и станицей. В этих битвах, наравне с казаками, принимают участие и живущие при станицах им хуторах иногородние».

Историк Броневский писал, что «в последний день масленицы, по всем улицам из дома в дом, бегают, суетятся; пьяные и трезвые, пешие и конные, стреляют, кричат и поют. Город как бы в мятеже, но жители с миром и любовию провожают масленицу и Прощеный день, подобно тому, как греки и римляне некогда праздновали вакханалии… В отдаленных станицах, где нет высшего начальства, несмотря на запрещение в первые дни поста, силачи съезжаются на кулачный бой. Для избежания несчастного случая знаменитым богатырям не позволяют принимать в оном участия».
После построения кулачники начинали задираться «для куража». В станице Мечетинской обычно кричали: «Дай бойца! Все на всех! Зачинать!», кричали оскорбления и клички («Рогожа – никуда ни гожа!» и т.п.). Оскорбления и крики перед боем имели глубокие исторические корни, и восходили к тем временам, когда между ратями начиналась словесная перепалка. Цель одна: досадить противнику и разозлить себя. Несторовская летопись упоминает об этом явлении, повествуя о сражении между новгородцами и поляками в 1018 г. Есть это и в «Слове о полку Игоревом»: «Тии бо бес щитовъ, съ засапожныкы кликом плъкы побЂждаютъ, звонячи въ прадЂднюю славу». Затем в бой вступали дети лет 10-15 для «затравки», потом молодежь и, наконец, взрослые.
Доподлинно известно, что на Дону стеночные бои и поединки «сам на сам» существовали повсеместно. Последние были популярны в стеночных боях, когда «наскоки», или «крыловые», или «заревайлы» вызывали поединщиков, что было порождено военными столкновениями со степными кочевниками.
Кулачные бои являются самостоятельным культурным явлением. Они используются календарной обрядностью в качестве священного действия, но вне его – принимают независимое от календаря значение. Известно, что казаки в качестве свободного времяпрепровождения бились на кулачную находясь на службе в армии. Так, существовал приказ по Войску Донскому № 211 от 4 июня 1913 г. «5-го минувшего мая в лагере Усть-Медведицкого округа при хуторе Фролове, после вечерней зари, казаки 1-го и 2-го полков 2-й очереди, собравшись в тылу задней линейки своего лагерного расположения и разделившись на две партии, полк против полка, стали вызывать друг друга на «кулачки», сопровождая эти вызовы сильным криком и хлопаньем в ладоши… Подтверждаю г.г. окружным атаманам, что на их обязанности лежит принятие всех мер к тому, чтобы принявшие в последние годы хронический характер беспорядки в лагерных сборах, были бы решительным образом прекращены»(конец цитаты).

 

 Давно это было, так что же все прошло и быльем поросло? Перевелись тульские драчуны и остались нам на забаву одни циклисты, так раньше называли велосипедистов, с их мировыми достижениями. Да нет. Им предлагали вместо кулачного боя самбо, бокс. И здесь туляки тоже достигали не плохих результатов. Один наш боксер тяжеловес Виктор Богомазов чего стоит. Во втором тяже ему в Советском Союзе почти не было равных. Он не смог подобрать ключи только к одному своему противнику Дан Поздняку. Вот так они и шли Дан на первом месте, а Виктор на втором. Другой наш знаменитый боксер Тискин. Неплохо выступают тульские борцы в классической и вольной борьбе. Вот только несколько фамилий Трошев, Писакин, Самохин, Самутдинов, Слободчиков. Но лучших успехов наши туляки достигли и в самбо и дзюдо. В Туле всегда было много секций Самбо и прием туда был не простой, заходи кто хочет. Сначала сдай тест на физическую силу и ловкость, в общем весь комплекс ГТО и еще чуть-чуть, а потом уже думают тренера брать тебя или не брать, а если взяли, то ты понимал, что тебе оказали доверие и никак нельзя подводить своего наставника и своего старшего товарища - тренера. В тульских секциях всегда была дружеская, товарищеская атмосфера. Это пригодилось мне, да и не только мне, потом в жизни, многие хоть и особых результатов не достигали, но школа жизни и общения с товарищами была хорошая. Наша, тульская, команда по Самбо долгое время входила в четверку сильейших команд России. Дмитрий Шишкин дважды стал Чемпионом мира по этому виду спорта, Николай Ковях тоже был Чемпионом мира, Павел Королев был Чемпионом Европы, Николай Самойлов неоднократно выигрывал чемпионаты мира, Виталий Ковях и Палехин были призерами чемпионата мира по Самбо среди юношей. Но не всегда они заменяли полностью Кулачного боя. Многие хотели оставался верными старым традициям, но их быстренько объявляли  хулиганами, суд, расправа, колония. И вот вместо праздника и потехи, беда и уныние. Но нашлись люди, которые не забыли наши старые традиции и стараются превратить кулачный бой в спорт, вернуть эту древнюю мужскую потеху и праздник. Путем различных проб и ошибок был создан новый вид спорта - Рукопашный бой. И чтобы его развивать была создана Общероссийская федерация Рукопашного боя под руководством ее президента В.И.Харитонова. Ныне один из вице-президентов федерации туляк В.В. Дьячков, который развивает этот вид спорта в Тульском регионе, здесь не надо традиции рукопашного боя создавать заново, нужно только народу вспомнить свою историю и вернуться к старым традициям.  

Наш Тульский мастер спорта по Самбо Михаил Илюхин, потомок Дедиловских казаков (г. Киреевск), занявший 3 место в чемпионате мира по Самбо, в 1995 г. вместе с мастером спорта международного класса по Самбо Виктором Ерохиным, воинская служилая тульская фамилия 16 века, (г. Алексин) выступал на первенстве Евразии по боям без правил и заняли там первое и второе место соответственно. Это большое достижение для наших ребят и воодушевление тулякам. После таких успехов наших тульских бойцов в этот вид спорта пришло много молодежи. На чемпионате мира по боям без правил в Москве Михаил Илюхин готовился к одному бою в абсолютной весовой категории, но жизнь распорядилась иначе. Ему пришлось биться в своей весовой категории все конкурсные бои, а это уже совершенно другая песня и подготовка к ней здорово отличается от первого варианта, но Михаил собрался и пошел все бои, проиграв только один бой в финале и занял второе место, а Виктор Ерохин стал третьим на этом чемпионате. Это было начало, а потом начала подрастать достойная молодежь, которая упорно трудилась в выбранном виде спорта и результат не заставил себя ждать. Многие из них были чемпионами России по рукопашному бою. На пьедесталах почета в различных первенствах и соревнованиях по этому виду спорта первые ступени занимали «тульские драчуны». Вот только несколько фамилий: Вепренцев, Рысин, Грицук. Наши юноши и девушки не отстают от взрослых, тоже неоднократно выигрывали первенство России по рукопашному бою.  

 

Не сдается русский, а вместе с ним и тульский, дух, как ни гнули его, а он все поднимается и расправляет плечи. На земле стоит о грядущем думает и старые традиции, основу народную, не забывает.

 

Кулачный бой на Руси

организации и предприятия предприятия ярославля.